Дворцы Петербурга и пригородов

пригород санкт-петербурга

Дворцы Петербурга и его пригородов – это не просто памятники архитектуры, а самые настоящие шедевры искусства. Ни для кого не секрет, что все русские цари любили роскошь и богатство, поэтому все их резиденции (пусть даже самые маленькие) были возведены лучшими мировыми архитекторами и украшены изысканно и помпезно. Архитектура каждого из дворцов повествует также и о смене политических курсов, художественных стилей и личных пристрастий правителей тех времен.

Зимний дворец

Зимний дворец – это апогей елизаветинского барокко. 5-й по счету Зимний дворец (1754–1762 гг.), творение Франческо Бартоломео Растрелли, является не просто главной резиденцией Дома Романовых, но и архитектурной доминантой столицы. Его возведение пришлось на царствование императрицы Елизаветы Петровны, чей курс на демонстрацию мощи и богатства России определил эстетику проекта.

Зимний дворец представляет собой монументальное здание, выполненное в стиле так называемого «елизаветинского» или «позднего» барокко – прослеживается определенная пластика фасадов, сложный ритм колонн, обильный лепной декор, золоченные капители. Первоначальная колористика Зимнего дворца — песочный фон с белыми и бирюзовыми акцентами, но в дальнейшем фасад перекрасили в бирюзовый. Произошло это в конце 19-го века.

В настоящее время Зимний дворец составляет основу музейного комплекса Государственного Эрмитажа, а его парадные интерьеры, такие как Иорданская лестница (воссозданная после пожара 1837 года В. П. Стасовым), наряду с личными покоями монархов, иллюстрируют историю русской государственности.

Ранее мы писали о том, что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь. Обязательно ознакомьтесь с нашими рекомендациями, если вы хотите посетить Зимний дворец.

Большой дворец в Петергофе

Большой дворец в Петергофе был заложен по личным указаниям Петра I как «русская Версалия», однако свое текущее оформление Петергофский ансамбль получил при императрице Елизавете Петровне. Архитектор Растрелли, сохранив первоначальную планировку Верхних палат Петра, кардинально преобразил фасад и интерьеры, удлинив здание и придав ему масштабности и добавив декоративного богатства.

Большой дворец служит архитектурным связующим звеном между Верхним садом и главной жемчужиной ансамбля — Нижним парком с его комплексом фонтанов. Его композиция подчинена идее триумфа: ось, проходящая через дворец и Большой каскад, направлена к Финскому заливу, символизируя выход России к морю. Внутреннее убранство, значительно утраченное в период Великой Отечественной Войны и кропотливо восстановленное реставраторами, представляет собой синтез барочной пышности (Танцевальный зал) и памятных петровских кабинетов (Дубовая лестница, Чесменский зал).

Екатерининский дворец в Царском Селе

Царская Резиденция в г. Пушкин (ранее – Царское село) наглядно демонстрирует смену архитектурных эпох. Воспринятый от матери, Екатерины I, скромный «каменный палац» был радикально перестроен императрицей Елизаветой Петровной. Бартоломео Растрелли создал проект, в котором гигантская протяженность фасада (свыше 300 метров) сочетается с изысканной ритмикой и праздничной колористикой (лазурный фон, белые колонны, золоченый декор).

Примечательно, что при Екатерине II, вступившей на престол в 1762 году, вкусы двора сместились от барокко к классицизму. Это отразилось на интерьерах и Екатерининского дворца: Чарлз Камерон, приглашенный императрицей, оформил ряд личных апартаментов (Табакерка, Арабесковая и Лионская гостиные) в строгом, утонченном стиле, контрастирующем с растреллиевской анфиладой. Главной реликвией дворца является Янтарная комната — дипломатический дар прусского короля Фридриха Вильгельма I Петру I, интерьер которой был утрачен в годы ВОВ и воссоздан к 2003 году, однако оригинал комнаты не найден до сих пор.

Павловский дворец

Павловский дворец – это единственная резиденция, подаренная не наследнику престола, а великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Фёдоровне. Строительство дворца (1782–1786 гг.) начал Чарлз Камерон, вдохновлявшийся римскими виллами и палладианскими особняками. После его отстранения работы продолжили Винченцо Бренна и Джакомо Кваренги.

Павловский дворец представляет собой блестящий образец классицизма конца 18-го века. В отличие от официальных резиденций, его планировка и убранство ориентированы на частную жизнь, комфорт и бытовые пристрастия владельцев. Центральный купольный зал, Итальянский и Греческий залы, а также личные библиотеки и кабинеты — прекрасное тому подтверждение.

Дворец органично вписан в парк, который является одним из крупнейших в Европе.

Дворцовый комплекс Ораниенбаума

Уникальная аутентичность Дворцового комплекса в Ораниенбауме (ныне – город Ломоносов) заключается в том, что это единственная пригородная резиденция, не подвергшаяся оккупации фашистами в 1941–1944 гг., что позволило сохранить подлинность его архитектуры и отделки.

Ансамбль включает два выдающихся памятника: Большой Меншиковский дворец (1710–1727 гг.) и Собственная дача Екатерины II (Китайский дворец, 1762–1768 гг.).

Большой Меншиковский дворец был возведен архитекторами Дж. М. Фонтана и Г. И. Шеделем для князя Меньшикова А.Д. Во внешнем облике преобладают элементы петровского барокко.

Китайский дворец был возведен по проекту Антонио Ринальди в стиле рококо. При внешней строгости его интерьеры отличаются изысканной утонченностью. А самым подлинным сокровищем является Стеклярусный кабинет, стены которого украшены панно, вышитые синелью по стеклярусу в мастерской Марии де Шель, сохранившиеся без существенной реставрации с 18-го века.

Юсуповский дворец

Юсуповский дворец располагается на реке Мойке в самом центре Петербурга. В отличие от императорских резиденций, Юсуповский дворец (18 – начало 20 вв.) принадлежал одному из богатейших родов России, князьям Юсуповым. Его архитектура — это наследие разных эпох, от петровского барокко до пышной эклектики и неоклассицизма.

Юсуповский дворец ценен не столько своим внешним обликом, сколько своими интерьерами и внутренним убранством. Князья Юсуповы, будучи крупными меценатами и коллекционерами, привлекали лучших архитекторов (среди них — А. А. Михайлов, Б. Симон) для того, чтобы сделать внутренние пространства предельно изысканными и роскошными. Во дворце сохранились великолепные бальные залы (Танцевальный, Белоколонный), картинная галерея, мавританская и турецкая гостиные, а также изысканный домашний театр.

Дворец Юсуповых вошел в историю также в качестве места убийства Григория Распутина в декабре 1916 года, что придает ему статус не только архитектурного, но и политического памятника архитектуры.

Ежедневно мимо Юсуповского дворца проходят тысячи туристов и горожан. Если вы еще не подобрали себе жилье в Санкт-Петербурге и не знаете, где остановиться, рекомендуем отель Невский берег на Невском проспекте. От него добраться до Зимнего дворца или Юсуповского не составит труда – как на транспорте, так и пешком.

Заключение

Эволюцию дворцовой архитектуры Санкт-Петербурга и его пригородов, описанную в нашей статье, лучше лицезреть воочию. Каждый из представленных в подборке дворцов открыт к посещению туристами. Рекомендуем заранее ознакомиться с режимами работы дворцов и по возможности приобрести билеты онлайн.